Логотип, знак и эмблема. Терминология. Что такое логотип? Какие функции логотипа? Зачем нужен логотип? Примеры красиво разработанных логотипов фирмы

Логотип, знак и эмблема. Терминология. Александр Ширышев.

Знак, логотип, эмблема — эти слова слышали все, многие активно используют, но большинство использует не по назначению. Почему логотипом называют знак, а знаком называют эмблему? Почему дизайнер заблудился в трёх берёзках и туда же затащил заказчика? Давайте разбираться. Начнём с логотипа.

«Логотип (от греч. logos — слово и typos — отпечаток) — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

«Логотип (от греч. logos — слово + typos — отпечаток) — литера ручного набора с наиболее употребительными слогами или даже словами. Логотипы применялись на ранней стадии книгопечатания для того, чтобы ускорить процесс набора.» — Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

«Логотип (от нем. Logotype, англ. logotype — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

Все приведённые выше определения сходятся в одном: логотип — это какая-то неделимая комбинация букв. Конкретно в дизайне — словесная торговая марка . Это может быть название компании или товара, набранное готовым шрифтом, или оригинальное начертание нарисованное дизайнером для данной работы, каллиграфическая надпись, монограмма, вензель. Очевидно, что неправильно называть логотипом торговую марку вообще, тем более, если она представляет собой какое-то изображение не связанное с буквами. Однако встретить безграмотное употребление этого термина можно сплошь и рядом. Даже в конце последнего определения упоминается эта ситуация.


Логотип. Александр Ширышев.

Знак — очень обширное понятие. Самое простое найденное мной определение объясняет его как «нечто, способное в некотором отношении выступать вместо чего-либо другого, т.е., будучи воспринято некоторым живым объектом, обладать значением» (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002).

Смею предположить, что под «живым объектом» тут подразумевается человек. Новейший философский словарь трактует это понятие ещё круче.

«Знак — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).» — Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. — (Мир энциклопедий).

Исходя из этих определений, в качестве знака может выступать всё что угодно. Поэтому для нашего конкретного прикладного случая правильно будет уточнить понятие. Вариантов несколько: графический знак, фирменный знак, сигнет, товарный знак, эмблема, торговая марка . Словари пестрят определениями каждого из этих понятия, где-то пересекаясь в значениях, где-то противореча друг другу, демонстрируя полное непонимание составителей, о чём они говорят, и зачем вообще вводят в употребление эти термины.

Дизайнеру этот термин нужен по одной простой причине: это один из его товаров. Клиенту надо объяснить зачем он, сколько стоит и как используется. Очевидно, что объяснять эти вещи, используя термин «эта фиговина» не очень удобно. Как назвать оригинальное начертание Nike ? Мы уже выяснили — логотип. Как назвать «свуш» — знаменитую дугу Nike? Пока ответить на этот вопрос мы можем, руководствуясь методом от противного, — это точно не логотип. Как обозначить ситуацию, когда они используются вместе? Ещё один вопрос, на который дизайнер должен знать ответ, хотя бы потому что есть соответствующий раздел в паспорте стандартов и у него должно быть название.

Прежде чем продолжить терминологизировать, давайте разберёмся с двумя вредными словосочетаниями: товарный знак и торговая марка . Они заимствованы из рекламной индустрии, которая к айдентике имеет очень посредственное отношение. Рекламистам этих терминов для коммуникации достаточно. Для дизайнера же они слишком грубые и условные. Во-первых, потому что под ними может скрываться всё, что угодно. Во-вторых, прилагательные торговая и товарный вводят в заблуждение относительно объекта приложения дизайн-услуг. Ведь фирменным стилем может обладать не только товар, компания или услуга, но и некоммерческая организация, государственное или образовательное учреждение, город, страна, телепередача, фильм, фестиваль, спортивная команда, человек и ещё много чего. Сложно себе представить словосочетание товарный знак Министерства образования или торговая марка Грушинского фестиваля .

Сам объект приложения дизайн-услуг (компания, товар, организация, учреждение, страна, мероприятие и прочее) мы будет обозначать словом бренд . В контексте этой статьи нам не важно то, что бренд — это результат. Здесь и далее, мы будет подразумевать, что объект, для которого мы разрабатываем паспорт стандартов фирменного стиля, брендом рано или поздно станет.

Итак, нам необходимо обозначить термином такое явление, как графический знак бренда. Чтобы быть уверенным, что мы понимаем друг друга, приведу конкретные примеры: яблоко Apple , арки McDonalds , свуш Nike, звезда Mercedes , яйцо «МТС », разноцветное окошко Windows .

Из претендентов на обозначение этого фирменного элемента остались термины: фирменный знак, сигнет, графический знак и эмблема . Прилагательное фирменный понятие знак не уточняет, а значит термин остаётся таким же неточным и мутным, как и без него. Сигнет — англицизм (от анг. signet — знак, штамп), также не углубляющий понятие знак. Таким образом, в качестве точного термина имеет смысл рассматривать графический знак и эмблему .

«Эмблема (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение), условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь — Э. движения сторонников мира); нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле — символическое изображение.» — «Большая советская энциклопедия».

«Эмблема (от лат. emblema — вставка, выпуклое изображение) — условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, а лишь указывает на него.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

«Эмблема (от лат. emblema — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004.

Эти определения применимы и к термину графический знак . Однако понятие графический знак смешивается с понятиями товарный знак, фирменный знак и даже торговая марка , а само словосочетание графический знак на практике урезается просто до знака . Иногда дизайнер употребляет термин знак , понимая, что под ним скрывается именно графический знак , иногда нет.


Эмблема. Александр Ширышев.

По названию статьи не трудно догадаться к какому термину склоняется автор. Многие годы, я употреблял термин графический знак или просто знак . Но постепенно прихожу к мнению, что аморфность этих терминов и связанные с этим разночтения являются существенной помехой в работе дизайнера айдентики. Эмблема однозначнее, эмблема короче, эмблема проще для понимания и проще для объяснения далёким от дизайна людям. Преград для использования этого термина нет никаких. Слово эмблема знакомо каждому, может легко войти в профессиональный обиход и без труда восприниматься заказчиком.

Таким образом, у нас есть два термина обозначающие две разные сущности: эмблема и логотип .

Зачем я с таким занудством копался в терминологии? Термины — основа внутри- и внешнеотраслевых коммуникаций. И в общении с заказчиком, и в общении с коллегами должен использоваться один язык — язык общения профессионалов. И чем точнее и богаче он будет, тем эффективней будет коммуникация.

Как точно высказался один коллега: «подумайте кто усложняет: продавец, дающий разные названия различным колбасным изделиям, или покупатель, желающий, чтобы его понимали, когда он только и говорит, что „дайте мне колбасы грамм триста“».

Мы собрали примеры как лучших логотипов компаний, так и не совсем удачных. Мы расскажем, почему они стали такими, и чему они могут нас научить. Но перед тем, как приступить, вот несколько важных вещей о логотипах и бизнесе компании. Эти базовые принципы помогут вам сориентироваться в ценности логотипа в бизнесе организации, связи с успехом и стоимости разработки лого:

Успех компании в целом не зависит от качества и продуманности дизайна. Был бы на месте логотипа Apple любой другой знак, стала бы компания менее успешна? Вряд ли .

Сам по себе лого никому не нужен. Важно то, как и где вы его используете. Успешные организации используют логотип во всех точках контакта с клиентом. Таким образом, у клиентов возникает непрерывная ассоциация компании с ее продуктами и опытом, которые они получают, взаимодействуя с компанией.

  • Прибыльный успешный бизнес / качественный дорогой дизайн — отлично!
  • Прибыльный успешный бизнес / плохой дешевый дизайн — плохо!
  • Нестабильный неприбыльный бизнес / качественный дорогой дизайн — ужасно!
  • Нестабильный неприбыльный бизнес / плохой дешевый дизайн — плохо!
  • Молодой бизнес / недорогой логотип — нормально!

Итак, теперь самое время перейти от общих принципов к конкретным примерам. Начнем с образцов , ознакомиться с ними вы сможете в следующем разделе статьи.

Лучшие логотипы фирм и компаний

Мы отобрали для вас наиболее яркие примеры качественных логотипов, которые помогли целому ряду компаний стать глобальными лидерами в своих отраслях. К ним относятся такие бренды, как:

General Electric

Логотип General Electric, одного из ведущих производителей техники, практически не менялся с самого основания компании в 1892 году.

Да и зачем было его менять? Инициалы «GE», начертанные затейливым шрифтом и обрамленные дугообразными штрихами, сочетают в себе простоту и эффективность - а это именно те качества, которых потребители ждут от продукции General Electric. Более того, эмблема, построенная вокруг орнамента в стиле арт-нуво, напоминает вращающийся барабан стиральной машины – одного из самых популярных товаров компании.

JPMorgan Chase

JPMorgan Chase является одним из ведущих финансовых конгломератов и крупнейшим банком, стоимость активов которого составляет космические 2,35 триллиона долларов.

Более того, JPMorgan Chase занимает шестое место в рейтинге крупнейших открытых акционерных компаний в мире. Иными словами, это бренд, которого говорит само за себя.
Надо признать, банку удалось с точностью передать свое доминирующее положение при помощи логотипа.

Что делает лого JPMorgan Chase узнаваемым и эффективным?

Простой, массивный шрифт и минимальное использование графики – эмблема JPMorgan Chase транслирует силу и авторитет и всем своим видом словно говорит: «Если вы не заплатите вовремя, мы начислим вам такую пеню за просрочку, которая вам и не снилась». Сурово, правда? Но другого отношения от такой серьезной организации ожидать не приходится.

Facebook

Если вы хоть немного знакомы с, то вам не нужно объяснять, что такое Facebook.

Примечательно, что компания Марка Цукерберга изначально называлась «The Facebook». Но артикль в названии долго не продержался, а сама компания совершила настоящую революцию в Интернет-сообществе, стремительно превратившись в самую популярную социальную платформу в мире.

Логотип Facebook обладает самым ценным качеством в графическом дизайне – он позволяет мгновенно идентифицировать бренд. Заботясь о поддержании узнаваемого визуального образа, компания внесла в свой логотип лишь незначительные стилистические изменения, оставив основные элементы нетронутыми.

ExxonMobil

ExxonMobil это крупнейшая нефтяная компания в мире, которая приносит своим владельцам и акционерам астрономические прибыли. Когда-то Exxon и Mobil были двумя разными фирмами, которые решили объединить свои знания и ресурсы в 1998 году (возможно, с амбициозной целью установления мирового господства).

У такой успешной и авторитетной организации и логотип должен быть соответствующий! Но в этом случае, как говорится, что-то пошло не так. Эмблеме ExxonMobil с ее простым, безынтересным дизайном не удается отразить характер такого могущественного бренда.

К сожалению, логотипы отдельных компаний до их слияния зачастую смотрятся более самобытно и оригинально, чем эмблема объединенной компании.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Меньше – не всегда лучше.

Думаю, под моими словами подпишутся миллионы людей, если я скажу: «СПАСИБО ТЕБЕ, AMAZON!». Благодаря сервису Amazon Prime, я могу заказать абсолютно любую вещь и получить ее в течение 48 часов (или даже быстрее). И все это с бесплатной (ну или почти бесплатной) доставкой.

Отлично зная свои сильные стороны, онлайн-магазин виртуозно отразил их в своей эмблеме. Видите стрелку, которая протянулась от A до Z? Символизируя направленное движение, стрелка говорит о том, что Amazon доставит ваш заказ со своего склада прямо до вашей двери. Но это еще не все значения, заключенные в этой простой иконке. Стрелка также напоминает улыбку, указывая на то, что компания гарантирует высокое качество обслуживания, заботясь о том, чтобы ее клиенты остались довольны.

Microsoft

Несмотря на некоторые оплошности, накопившиеся за последние несколько лет (да-да, Zune и Windows 10, речь идет именно о вас!), с редизайном своего логотипа в 2012 году компания Microsoft справилась на отлично.

Логотип, который просуществовал с 1987 по 2012, был довольно неплох (мне особенно нравилась буква «О», которая была похожа на Пакмана), но с точки зрения дизайна оставлял желать лучшего.

В цветовом плане новая эмблема выглядит намного дружелюбнее. А тот, кто придумал представить основные продукты компании в виде четырех квадратных окон – настоящий гений! Синее окно символизирует операционную систему Windows, красное – пакет ПО Office, зеленое – игровую приставку Xbox, а желтое… Желтое не обозначает ничего, но поскольку окно не может иметь три панели, то будем считать, что оно необходимо.

И еще стоит отметить, что из всех компаний в этом списке Microsoft испытывает наиболее серьезные проблемы с построением устойчивого визуального образа. Судите сами: каждый раз, когда компьютерный гигант вносит изменения в свою эмблему, она выглядит совершенно по-новому, словно не имея ничего общего с прежними логотипами компании.

Компания Nike известна не только своей спортивной обувью, но и одним из лучших логотипов в мире бизнеса. Знаменитая «галочка» Nike служит ярким примером того, что визуальный образ может сыграть огромную роль в становлении репутации и превратить обычную компанию в надежный, уважаемый бренд. Если раньше эмблема Nike не считалась чем-то примечательным, то со временем она стала визуальным отождествлением спортивной культуры.

В англоязычных странах «галочка» Nike известна как «swoosh». «Свуш» это звук, который мы слышим, когда мимо нас резко проносится какой-либо предмет. Таким образом, это слово обозначает резкий звук, скорость и движение, что удачно отражается в выгнутой форме логотипа.

История с «галочкой» Nike примечательна тем, что она демонстрирует становление логотипа от «гадкого утенка» , не нравившемся никому до «прекрасного лебедя», который притягивает к себе восторженные взгляды.

«Родителями» легендарного лого BMW стала круглая эмблема Rapp-Motor с черным силуэтом лошади и баварский флаг с его характерным сине-белым шахматным паттерном. Так появился знакомый нам черный круг, внутри которого расположились синие и белые квадранты.

После Первой мировой войны, завершившейся Версальским миром, компания переключилась с авиационного производства на производство мотоциклов и автомобилей. Эмблема BMW оставалась практически неизменной с 1917 года. Самая заметная трансформация произошла в 2000 году, когда логотип приобрел объем за счет 3D эффекта.

Mastercard

В далеком 1966 году компания Mastercard была известна под названием Master Charge, и на ее первом логотипе можно было видеть два пересекающихся круга (ярко-оранжевый и желтовато-красный) с надписью «Master Charge: The Interbank Card».

В 1979 году компания укоротила своё название до емкого MasterCard. Новое название – обновленный логотип! Цвета на эмблеме стали ярче, а шрифт – более солидным. В 1996 году логотип стал объемным: теперь в области пересечения двух кругов появились «прорези».

FedEx

В 1971 году на логотипе почтовой службы размещалось полное название компании «Federal Express», расположенное под наклоном.

Эмблема была выполнена в патриотичных красных и синих тонах, что вызывало ассоциации с американским правительством. Приобретя популярность благодаря своему первоначальному логотипу, бренд решил распрощаться с ним в 1994 году. Новый дизайн не уступал старому в изобретательности: между буквами E и X спрятана стрелка, которая указывает на скорость и точность как основные преимущества почтовой компании.

Первый логотип IBM был создан в 1924, когда компания Computing-Tabulating-Recording была переименована в привычную для нашего уха International Business Machines.

Так название компании приобрело более современное звучание, а логотип 1924 года стал обновленной версией эмблемы 1911 года, которая раньше использовалась CTR. Утонченный логотип CTR с его воздушным, витиеватым шрифтом уступил место громоздкой надписи «International Business Machines» (с акцентом на слово «International»), которая размещалась внутри круга, символизирующего земной шар. В 1947, когда бренд провел существенную модернизацию своих технологий, круглая эмблема была заменена на аббревиатуру «IBM», которой было суждено стать символом компании. В 1956 году графический дизайнер Пол Рэнд перерисовал буквы, сделав их черными и более массивными. Новый дизайн подчеркивал такие качества бренда, как стабильность и устойчивость. В 1972 году Рэнду было поручено переработать созданный им образ. Чтобы создать динамичный и гибкий образ, дизайнер сделал на аббревиатуре «прорези». Так получилась знаменитая «полосатая» эмблема, которой IBM довольна по сей день.

Несмотря на внешнее разнообразие всех вышеперечисленных знаков, все они были разработаны с учетом похожих критериев, которые и сделали их столь успешными. Именно эти факторы мы обсудим далее.

Чему можно научиться на примере этих логотипов?

Какие выводы предприниматель может сделать, прочитав истории создания этих логотипов?

Определитесь с тем, что ваш логотип должен сообщать о бренде

Эмблема должна отражать сущность вашего бренда, подчеркивая его наиболее характерные черты. Например, глядя на эмблему JPMorgan Chase, сразу понимаешь, что речь идет о влиятельной компании с наработанной годами репутацией. А как ваш логотип характеризует ваш бизнес?

Кстати, что большинство предпринимателей в той или иной степени ЗА соответствие логотипа сфере бизнеса, и лишь 16% не считают подобное требование обязательным при создании логотипа.


Не бойтесь произвести впечатление

Слишком вычурный, экстравагантный дизайн – это то, чего всеми силами следует избегать. Но при этом не надо бояться использовать логотип для того, чтобы смело заявить о себе и обозначить свое место на рынке.

Создавайте простой логотип

Этот совет немного противоречит предыдущему совету, но при создании логотипа важно придерживаться простоты и легкости. Это касается количества использованных цветов, читабельности шрифта, количества элементов. Посмотрите на логотип Nike — вот идеальный пример простого, но эффективного логотипа.

Найдите удачную концепцию и придерживайтесь ее

Многие компании (Apple, Johnson & Johnson, General Electric) не изменяют выбранному однажды логотипу десятилетиями (а в случае с J&J – и вовсе более века!). Но даже внося, казалось бы, существенные изменения в свои эмблемы, такие бренды остаются верны своей прежней дизайнерской концепции.

Хотя переосмысление своего корпоративного стиля никогда не бывает лишним, постарайтесь найти дизайнерские решения, которые наиболее удачно характеризуют ваш бренд, и используйте их в качестве ориентиров. Покупатели привыкают к эмблеме, и со временем начинают прочно ассоциировать ее с компанией. Последовательность в развитии визуального образа обеспечит вашему бренду широкую узнаваемость в долгосрочной перспективе.

Готовы получить еще одну порцию вдохновения? Тогда давайте полюбуемся на , которые еще раз доказывают, что графический дизайн - это отдельный вид искусства.

Примеры красиво разработанных логотипов фирмы

Большинство логотипов несет в себе то или иное сообщение (например, информацию о качестве услуг, предоставляемых компанией). Мы собрали десятки корпоративных эмблем, которые достойны называться образцами высокопрофессионального графического дизайна. Делитесь своими мнениями в комментариях! Какие эмблемы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Какой логотип устраивает вас?

Если качественный, но недорогой логотип — это то, что вы ищете, то заходите в онлайн сервис Логастер и разработайте свой лого всего за несколько минут.

Информация, информация, информация всегда и везде. Как быстро найти то, что нужно конкретному потребителю? Притом, имеет значение не только поиск продукта известного производителя. Не менее важно для целевой аудитории, сходу проникнуть в суть самой идеи компании, играющей свою игру на рынке. Решающая роль в этом вопросе принадлежит логотипу, представляющему собой не что иное, как индивидуальный графический знак в том, или ином отображении. И не столь важно: будет это рисунок, шрифтовое написание или то и другое в одной комбинации. Самое главное - это выполнение возложенных функций.

Что такое логотип: виды, функции и их выполнение

Работа над логотипом стоит недёшево, поскольку, с его появлением компания-заказчик намерена решить такие задачи:

1. Обеспечение отличительной, ассоциативной функции. С удачным логотипом, у его обладателя не будет проблем с узнаваемостью своей продукции и самой компании на фоне любого количества конкурирующих предприятий.

2. Защитная функция состоит в возможности призвать к ответу нерадивых конкурентов, незаконно использующих чужое обозначение. Весь секрет заключается в праве собственности, предполагающем законную охрану промаркированных товаров и услуг. Нарушение правил обладания, чревато административной, гражданско-правовой и уголовной ответственностью.

3. Гарантийная функция заключается в том, что наличие логотипа - это прерогатива компаний, заслуживших популярность ответственным отношением к производственному процессу и умением угадать потребности рынка. Только уверенные в себе производители, позволяют себе тратиться на создание логотипа и, посредством его нанесения подписываться в качестве продукции.

4. Эстетическая функция. Красивый логотип, сочетающий гармонию цвета и формы, сделает оформление товара ещё более привлекательным визуально. Притом, особый эстетический эффект лишь усиливается от осознания гарантий качества и защищённости от подделки.

5. Одной из самых важных функций обозначения такого рода, является рекламное назначение. Такой значок способствует формированию образа компании на уровне подсознания потребителя. Притом, повышается эффект узнаваемости товаров, рождаются ассоциативные связи с качеством и репутацией компании, что не может не служить её репутации.

Не жалея трудозатрат и финансовых вложений на создание логотипа, тем самым, его обладатель создаёт себе привлекательный имидж. Кроме того, стоит упомянуть информационное и психологическое значение. Только с подобной маркировкой покупатель получает максимум сведений о производителе востребованного товара. На основании этого, формируется позитивное отношение к интересующей компании.

Так что, вопросов относительно дорогостоящего удовольствия - создания логотипа, возникать не должно. Символ, несущий в себе огромный объём смысла, рождается в муках высокопрофессиональных усилий, накопленного опыта и глубокого знания разных сторон рынка и человеческой психологии. Играющий первостепенную роль в индивидуализации компании-обладателя, логотип не прекращает выполнения возложенных функций на протяжении всего периода своего использования.


Составляющие профессионального логотипа

1. Стиль, уместный на долгие годы.
2. Предельная ясность подтекста и визуального восприятия.
3. Способность привлекать потребителей.
4. Разборчивость.
5. Отличная видимость.
6. Максимально возможная простота.
7. Способность запоминаться.
8. Описательность.
9. Цветовая гамма.

Виды логотипов

В момент создания логотипа, можно отдавать предпочтение одному из общеизвестных типов, или остановиться на их сочетании. Различают такие символы подобного назначения:

1. Иллюстративные, позволяющие составить представление о деятельности компании.

2. Графические, указывающие на деятельность компании обобщённо или абстрактно. В этом плане послужат графические элементы.

3. Текстовые, в основу которым положен текст, дающий понимание относительно деятельности компании-заказчика.

Независимо от выбора того или иного вида логотипа, главным назначением является не только привлечение внимания потенциальных покупателей, но и его удержание, продление.

Создание достаточно эффективного корпоративного обозначения - это шаг навстречу формированию бренда. В качестве примера всемирно известных логотипов, можно назвать:

McDonalds, узнаваемый в любой стране;

Nike, львиная доля производства спортивной обуви и одежды;

Nokia - символ качества и надёжности;

Coca Cola - значок, уверенно удерживающий позиции лидера в рейтинге самых дорогих;

Lacoste популярный не только во Франции, но и во всём мире.


Компания, владеющая логотипом, отличается от коллег, не имеющих подобного символа, точно также, как постоянный эффект привлечения новых клиентов, от полного их неимения .

Немного из истории логотипа

Такое понятие как логотип, появилось уже в начале Х1Х века. Но в период своего появления, - это было всего лишь обозначение из 2-3 знаков типографского шрифта, к которому относили любое клише, не требующее повторного набора. В тот период своего существования, логотип являлся не более, чем синонимом выражения «лигатура». И только в ХХ веке к этой категории стали относить стилизованное шрифтовое начертание интересующего названия. Использование такого рода символа сыграло заметную роль в период подъёма производства, экспорта продукции и ужесточения конкурентной борьбы.

Впервые в истории регистрация подобного ОИС имела место в 1876 году. В связи с этим событием, Британское Патентное ведомство выдало охранный документ на шрифтовой знак для пива Bass.

Таким образом, путёвку в жизнь получил символ в виде красного треугольника. Этот знак, как и сам напиток, относительно которого проводилась регистрация, существуют и поныне. ъ

К таким долгожителям стоит причислить логотип Coca-Cola, зарегистрированный в 1886 году. Обозначение Gebrüder Thonet , использованное для мебели из гнутого дерева, начало свою жизнь без регистрации (в 1859 году).

Со временем, когда мир узнал такое понятие, как промышленная графика, появились устойчивые комбинации из графических элементов и других атрибутов, обеспечивающих идентификацию компании. Притом, сочетание графических знаков, реквизитов и элементов фирменного декора, послужило формированию устойчивых комбинаций из разряда фирменных блоков. Также известны примеры идентификации компании без использования графического начертания. К примеру: компания Toyota до 1989 года обходилась без своего знака из трёх эллипсов.

Защита права собственности


Как защититься от недобросовестных конкурентов, прельщённых эффективностью того или иного логотипа? Единственно правильным выходом будет получение охранных документов, обеспечивающих исключительное право обладания ИС. Для обеспечения такого рода преимуществ, не найти иного выхода, кроме как регистрация логотипа в соответствии с правилами, предусмотренными для товарного знака.

Первым шагом к осуществлению задуманного, будет оформление и подача заявки относительно интересующего обозначения.

В ходе процедуры регистрации, потребуется подтверждение уникальности. Убедиться в отсутствии вероятности претензий со стороны владельцев схожих обозначений, позволит предварительный поиск по базе зарегистрированных и заявленных на эту процедуру товарных знаков. В противном случае, грозит отказ Патентного ведомства. Кроме того, нарушителю зачастую светит ответственность гражданско-правового (ст. 1515 ГК РФ), административного (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовного характера (ст. 180 УК РФ). Использование чужого логотипа не считается нарушением Закона только при наличии разрешения правообладателя ( , договор коммерческой концессии, акт купли/продажи).

Временные и географические ограничения

Право пользования законно зарегистрированным логотипом распространяется на 10-летний период. По усмотрению обладателя, всегда можно воспользоваться шансом продления действия охранного документа на дополнительные 10 лет, притом, столько раз, сколько того потребуют обстоятельства. Правда, в случае неиспользования охраняемого обозначения сроком 3 года, любой из конкурентов может подать иск относительно досрочного прекращения правовой защиты в полном или частичном объёме (в указанных ).

Секреты успешных логотпов


Самое главное в работе над логотипом - эффект визуального восприятия, откликающийся на сознательном и подсознательном уровне желанием иметь дело с конкретным производителем и его товарами. В реализации подобных планов, особого внимания заслуживает:

1. Выбор шрифта, отражающего индивидуальность обладателя. Возможны варианты: с засечками; без засечек; рукописные; машинописные; декоративные.

2. Требования к цвету, как способ вызвать позитивные ассоциации и, в то же время, не затмить суть самого обозначения.

3. Запоминаемость, обоснованная исключением чересчур сложных элементов. Предельная простота - это залог узнаваемости и хорошей читаемости в любом размере. К примеру: обычная галочка Nike, не останется незамеченной даже на переполненных полках магазинов. Даже при беглом взгляде, такой логотип бросается в глаза и вызывает ассоциативную связь с чем-то знакомым, почти родным.

4. Долговечность. (Выделиться из толпы, не идя на поводу у модной истерики разных времён).

5. Универсальность, достигнутая посредством векторной разработки, позволяющей сохранить качество независимо от размера и изменения среды демонстрации (на сайте, на бланке, в рекламе, непосредственно на товаре или упаковке).

6. Отражение сферы деятельности и соответствие особенностям компании обеспечит тематический символ. К примеру: компания детских вещей, выбирает ассоциации с игрушками, «весёлым» шрифтом.

7. Уникальность не отрицает возможность подчеркнуть отрасль, где разворачивается деятельность. Но ни при каких условиях не следует копировать чужой логотип и повторять идеи иных компаний. В качестве плагиата стоит упомянуть китайский бренд BYD , напоминающий логотип BMW

Чтобы порадовать компанию желаемыми результатами, нужно ответить на ряд вопросов:

1. Понять особенности бизнеса и отличий от конкурентов, проникнуть в суть идеи, доносимой до потребителя. Здесь нужно определиться с долгосрочными целями, особенностями целевой аудитории, ценностью рекламируемых товаров и услуг. Чрезвычайно важно найти ключевые слова в описании бизнеса.

А, м. logotype m., англ. logotype. мн. <гр. logos слово + typos отпечаток. 1. Литеры с наиболее употребительными словами и слогами, применявшиеся в прошлом при ручном наборе. СИС 1985. 2. Они даже стильный белый фарфор для ресторана украсят… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

логотип - Характерно оформленное наименование продукта или его изготовителя. Аналогично торговой марке логотип призван облегчить покупателю идентификацию товара или изготовителя непосредственно в торговой точке. . II Кроме того,… … Шрифтовая терминология

Логотип - (от греч. logos слово + typos отпечаток) литера ручного набора с наиболее употребительными слогами или даже словами. Л. применялись на ранней стадии книгопечатания для того, чтобы ускорить процесс набора … Издательский словарь-справочник

Книги

  • Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера , Дэвид Эйри. Первое издание этой книги вышло в 2009 году и было переведено на 10 языков. За это время многое изменилось, и вот, наконец, выходит полностью переработанное полноцветное второе издание…
  • Курдюмова. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия. Ч. 2. ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС). Логотип электрон. прилож. (2012) , . Курдюмова. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия. Ч. 2. ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС). Логотип электрон. прилож. (2012) ISBN:978-5-358-09899-2…

Логотип

Логотип - это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею.

Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно 4 товарных знака из 5-и регистрируются именно в виде логотипа. Логотип всегда уникален. Что, кстати, имеет и юридическую поддержку. Например, при регистрации знак проверят на предмет уникальности.

Понятие логотипа

Логотип является главным атрибутом фирменного стиля компании. Разработка логотипа необходима для привлечения внимания к фирме или её товару. Разработка логотипа - это визуальное выражение концепта и идеи торговой марки. логотип марка коммуникация

Создание логотипа или создание товарного знака - заключается в создании знака или символа. Он прост, гармоничен, вызывает ассоциативный ряд, закладывает в подсознании потребителя образ продукта.

Качественный логотип - это символ, по которому можно прочитать идею бренда, миссию компании, её отношение к потребителю и позиционирование на рынке. Существуют миллиарды логотипов. Лучшими из них запоминался и согласовывался с маркетинговой стратегией компании.

Логотип не может существовать сам по себе, он должен гармонично вписываться в рекламную концепцию. Для потребителей логотип- это знакомство с компанией, продуктом или услугой.

Вот основные правила и критерии, которых следует придерживаться при разработке логотипа, знака или торговой марки:

1. Индивидуальность

Данное свойство позволяет выделиться на рынке и стать конкурентоспособным. Это требование является основополагающим при разработке логотипа и обеспечивает возможность регистрации знака, а также его дальнейшее использование без нарушения прав прочих субъектов хозяйствования.

2. Оригинальность

Это то, что отличает его логотипов конкурентов. Это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у любых потенциальных потребителей данного товара.

3. Функциональность

Очень существенный и важный критерий, учитываемый при создании логотипа. Например, логотип или же товарный знак может размещаться как на фирменных бланках и сайте, так и на факсовой бумаге, сувенирной продукции или листовках. При этом, логотип должен быть легко масштабируемым и относительно простым. Это требование к разработке логотипов носит рекомендательный характер и предполагает использование элементов ориентации на средний уровень эрудиции потребителя, ограничений на количество входящих в знак или логотип элементов. Еще одним важным требованием к разработке логотипа, которое не входит в состав основных, но тем не менее должно учитываться, является ассоциативность товарного знака.

4. Ассоциативность

Данное свойство товарного знака обозначает присутствие связей, ассоциаций между товарным знаком и особенностями маркируемого им товара. Все эти требования к разработке логотипа или созданию торговой марки, тесно взаимосвязаны между собой. Индивидуальность, простота и привлекательность, учитываемые при разработке логотипа или товарного знака, являются залогом его запоминаемости для потребителей. Индивидуальность и узнаваемость товарного знака способствуют его охране от подделок.

Причем индивидуальность обеспечивает её на этапе регистрации знака, а узнаваемость способствует поддержанию охране впоследствии, даже в том случае, если логотип приобрел большую известность и широко применяется в разговорной речи.

Первое впечатление невозможно произвести дважды. Вот почему образ компании не должен вызывать у потребителя сомнение и дискомфорт.

Логотип - это фундамент будущей торговой марки, её главный элемент, поэтому к созданию логотипа или разработке торговой марки следует отнестись также внимательно, как и к выбору исполнителя. Разработка любого фирменного стиля начинается с создания логотипа.

Изготовление логотипов подразумевает под собой непосредственно, дизайн логотипа, т.е. работа над идеей, которую выражает лого компании. Тут важно понимание цели, на достижение которой должен эффективно работать фирменный стиль. После формулирования цели начинается непосредственное изготовление логотипа.

Грамотная разработка логотипа учитывает и цветовые решения, и шрифты, и целый ряд визуальных характеристик.

Логотип является центральным элементом фирменного стиля компании, все остальные компоненты, с помощью которых бренд коммуницирует с потребителем- графика в торговом зале или типографические шрифты в рекламе,- как правило, подбираются после создания логотипа. Первое, что видит покупатель, заходящий в магазин или выбирающий товары на полке- их название. С помощью логотипа происходит самая короткая коммуникация потребителей с брендом, длящаяся какие-то доли секунды. Поэтому основными требованиями к логотипу являются лаконичность, запоминаемость и целостность.

Кроме того, все большее внимания уделяется эмоциональной наполненности брендов и, в частности, логотипа. В условиях прогрессирующего стресса логотипы просто обязаны нести позитивные эмоции потребителю. Обычно наиболее доступные для восприятия средства- фирменные символы или знаки.

Loading...Loading...